Одно из направлений деятельности MAKENA – организация прозрачных доставок из Китая. Чаще всего к нам обращаются импортеры обувной продукции, работающие с большими партиями. Мы хотим поделиться с вами историей о том, как один такой клиент в срочном порядке решил отказаться от «серых» схем, которые резко перестали быть эффективными.
Летом 2016 г. нам поступила заявка от крупной торговой сети, специализирующейся на продаже обуви. В будущем компанию ожидало слияние, а значит, необходимо экстренно ввести импорт в рамки правового поля. Вполне логичное решение, но причина, как выяснилось, была не одна.
«Серый» импорт подразумевает ввоз в страну товаров по заниженным тарифам за счет недобросовестного составления деклараций. Таможенный и Уголовный кодексы приравнивают его к контрабанде, завуалированной под легальные манипуляции. Естественно, что государство неустанно борется с этими схемами.
В сентябре 2016 года были снижены таможенные пошлины, что стало полной неожиданностью для игроков «серого» сегмента внешнеэкономической деятельности. Финансовая выгода от нелегального ввоза продукции значительно уменьшилась. Но на этом плохие новости для «серых» импортеров не закончились.
Участниками полулегального импорта из Китая являются брокеры, транспортные компании и банковские структуры. Государство направило все силы на борьбу с последними. Отправка денег за границу под 10–11% комиссионных и так не очень выгодно, а когда была развернута компания по аннулированию лицензий… Деньги могут следовать к получателю недели и даже месяцы. И в лучшем случае они все-таки дойдут в пункт назначения. Но участились ситуации, когда у банка отбирают лицензию, замораживают счета посредников, а средства банально пропадают. Вопрос безопасности переводов стал настолько остро, что вынудил «серые» компании всерьез задуматься о полной легализации.
Даже если импортер сумел привезти товар на территорию Российской Федерации, остается проблема постановки его на баланс и организации торговли. Раньше брокер вместе с «околобанковскими» компаниями настолько путали следы, что грузы буквально появлялись «из воздуха». Но внедрение алгоритма АСК НДС-2 пресекает возможность подобных манипуляций.
Суть новой системы заключается во введении иного порядка сдачи декларации по НДС в электронном виде. Теперь она включает информацию из книги закупок и продаж, а контроль осуществляется автоматически. Налоговые органы могут отследить перемещение товара по территории страны с момента прохождения таможенного контроля до покупки в точке реализации.
Система АСК НДС-2 выстроена так, чтобы весь путь продаж влек за собой НДС. Каждая перепродажа равна возрастанию налога. Приобретая продукцию «из воздуха», вы подвергаете себя неуместным рискам. Вполне вероятно, что именно вы будете оплачивать весь налог на добавленную стоимость. Следует отметить, что именно так в последнее время и происходит. Кстати, власти анонсируют запуск системы АСК НДС-3.
Все вышеперечисленное спровоцировало метания среди «серых» компаний и хаотичные попытки легализироваться. Многие собственники приходят в офисы «белых» перевозчиков и просят хоть как-то помочь в решении вопроса, в котором они, как выяснилось, не компетентны.
Крупные импортеры обуви в сезон перевозят десятки контейнеров. Но именно в сезон! Организация транспортировок обуви по сложности превосходит доставку скоропортящейся продукции. Не успел к началу сезона – товар будет пылиться на складе. Второй снег в этой сфере абсолютно не востребован. Например, в начале декабря на стендах должны появиться нарядные туфли для корпоративов, а в середине весны – сандалии и вьетнамки. Опоздавшие не получают выручку и терпят убытки. Чтобы не потерять драгоценное время, обувным компаниям приходится делать непростой выбор: заниматься ВЭД своими силами или обратиться за помощью к профессионалам.
Многие импортеры, желая сэкономить, решают самостоятельно осваивать премудрости внешнеэкономической деятельности. Они сразу же сталкиваются с двумя проблемными ситуациями. Во-первых, это недостаточный уровень квалификации сотрудников компании. Необходим бухгалтер, специализирующийся на ведении ВЭД. Зачастую, его услуги стоят на порядок больше, чем обычного экономиста, который умеет одновременно вести несколько организаций и каждой из них делать «нулевой» баланс. Но профессиональные качества у ВЭД-специалиста совершенно другого порядка.
Во-вторых, сложности с выбором банка. Далеко не каждое финучреждение берется за обслуживание ВЭД. Открытие валютного счета и оформление паспорта сделки вызывает бесчисленное множество юридических нюансов. И это в лучшем случае. В худшем – банк просто откажется предоставлять подобные услуги, поскольку не владеет необходимыми знаниями. В регионах такая ситуация довольно распространена.
Отдельно стоит сказать о комиссиях за транзакции. Процент за проведение «внешторговской» операции может составлять до 1% от общего объема сделки. Даже если транзакция проводится на небольшую сумму. А вот компании, занимающиеся логистикой грузоперевозок, приготовили для клиентов более выгодные предложения – не более 0,5%, особенно при больших оборотах.
Вернемся к обувной торговой сети и ее ситуации. Для решения поставленной задачи использовали агентскую схему. Основной ее частью является оформление договора поставок с прямым поставщиком. График перемещения товара был расписан по дням. Ожидалось, что обувь попадет на полки магазинов в августе, как раз к началу нового сезона. Но все случилось не так, как планировалось.
Китайский производитель обуви сорвал сроки поставки на 30 дней! Огромный отрезок времени в такой сфере. В результате к скоростному переводу импорта из «серого» в «белый» прибавилась необходимость экстренно переделывать международную логистическую схему. В какой-то момент начало казаться, что этот проект нам осуществить не удастся. Но не в наших правилах отступать.
Рассмотрев все варианты, решили, что морские грузоперевозки заменяем железнодорожными. Так сможем сэкономить 25 дней. Контейнерный поезд должен был доставить обувь к началу сезонных продаж.
Для торговой сети, реализующей обувь, мы нашли контейнерный поезд, следующий по маршруту Гуанчьжоу–Ворсино. Раньше его формировали в Сучжоу, но через некоторое время порядок движения был изменен. На поезде отправили основную часть товара, небольшой остаток поехал в пункт назначения на автомобиле.
Железнодорожная транспортировка была осуществлена за 23 календарных дня. Тут есть один важный нюанс. Внимательно присмотритесь к спецпредожению «доставка из Китая за 14 дней скорым поездом». В нем кроется ловушка: сама транспортировка действительно занимает две недели. Но никто не гарантирует, что груз прибудет на склад за это же время. Оформление документации, манипуляции на терминалах в Китае и Российской Федерации, загрузка и разгрузка осуществляются не моментально. В реальности все это занимает от 21 до 25 суток.
Внимательно изучайте контракты, которые вам предлагают логистические компании. Не стоит доверять громким обещаниям. Опыт показывает, что воплотить их в реальность практически невозможно. Сотрудничайте с теми, кто в первую очередь заботится о стабильности поставок и берет на себя все риски, связанные с ними.
В 2016 году был бум легализации импорта. В MAKENA обращались не только обувные компании, но и представители других отраслей. И всех их объединяла одна и та же проблема: сотрудничество с китайскими поставщиками. Восточные бизнесмены вовсе не хотели переходить на «белую» сторону.
Схематично легальная поставка выгладит так: российская компания, являющаяся юридическим лицом, заключает внешнеторговый контракт и оформляет паспорт сделки. Затем она покупает в банке иностранную валюту за рубли и отправляет деньги в Китай. По идее, там ее должен получить поставщик и начать отгрузку товара. Но не тут-то было. Многие компании из Поднебесной просто не желают юридически оформлять сделку. Они работают нелегально и не собираются менять свой правовой статус. Получается, если компания легально функционирует в России, она не сможет официально делать закупки в Китае.
Здесь стоит рассказать о наших обязательствах как одного из участников внешнеэкономической деятельности. Согласно закону, мы должны внести плату за товар и обеспечить его доставку на территорию Российской Федерации в строго оговоренные сроки. Если установленные даты будут сорваны, компания получит весьма внушительный штраф. Заказчики часто легкомысленно относятся к этому нюансу, не придавая ему большого значения.
Подчеркиваем, что реализация внешнеторговых проектов по агентским схемам требует системного подхода, грамотного планирования финансовой составляющей и неусыпного мониторинга. Нельзя внезапно менять поставщиков, сумму сделки и т.д.
Агентский договор от компании MAKENA включает составление ответной документации, разного рода таблиц и графиков. Мы автоматизировали учетные процессы благодаря 1С. Развили партнерскую сеть, чтобы обеспечить поставки из китайских провинций. Используя экспортно-импортные лицензии, компании-партнеры проводят закупки за юани и компенсируют заказчику НДС.
Последние тенденции говорят о популяризации «белого» импорта. Надеемся, что в ближайшем будущем вся внешнеэкономическая деятельность РФ выйдет из тени.